пн-пт 10-19 Заказать звонок (067) 685-59-94, (095) 456-81-23
Смело набирайте - бесплатно, со всех операторов!
КОРЗИНА
ВАША КОРЗИНА
Товаров: 0
Сумма: 0
Оформить заказ

Звукозапись в полевых условиях

Звукозапись в полевых условиях

Речь  в этой статье пойдет о том, какая аппаратура нужна для записи звука в полевых условиях. Практически каждый сможет сделать запись на студии, но намного больше ценится в специалистах способность быстро и эффективно решать нестандартные задачи. Креативное мышление всегда было в почете. Когда я говорю запись, я имею в виду запись звучания живого источника сигнала. По моему мнению, наиболее востребованной можно считать запись голоса, потому именно о ней и пойдет речь в этой статье.

Возможно, у вас возник вопрос по поводу целесообразности или актуальности записи не в студии. Ответ на этот вопрос прост: многим организациям нужно готовить музыкальный материал, к примеру, для капустника, а в этом случае главное – не студийное качество, а возможность сделать запись прямо на рабочем месте. Кроме того, внестудийная запись является оптимальным вариантом для тех музыкантов, которые постоянно находятся в процессе творчества и постоянно хотят иметь доступ к записи. Даже больше, таким способом можно записывать концерты, но это тема другой статьи.

Оборудование

Принято, что студия отличается наличием специального помещения, большого количества оборудования для записи и обработки звука. Кроме того, огромное количество дополнительных устройств, благодаря которым процесс записи становится более удобным и комфортным. Но все это просто не реально взять с собой, при условии, что у нас в распоряжении нет передвижной студии на основе вместительного автомобиля. По этой причине звукорежиссер при себе должен иметь только самое необходимое. Ниже мы рассмотрим конкретно, что входит в это «самое необходимое».

Проследив за звуком от источника до устройства записи, можно обрисовать такую нехитрую схему: микрофон - микшерный пульт - звуковая карта - ноутбук. Для контроля над процессом записи нам также понадобятся наушники . Еще немаловажной деталью является микрофонная стойка. Для оборудования при внестудийной записи главным требованием является небольшой размер, малый вес и автономность.

Использование ноутбука является более удобным и простым. Это связано с тем, что его можно легко взять с собой. Кроме того, он позволяет быстро и наглядно сделать запись и редактирование материала. Еще одним плюсом в пользу использования ноутбука является большой запас продолжительности записи. Ноутбук позволяет проводить подключение различных внешних модулей и использовать любой удобный софт. Можно говорить о том, что практически любой ноутбук можно приспособить для работы со звуком.

Если от ноутбука требуется только запись, то его конфигурация может быть самой простой,  так как этот процесс требует минимальных затрат ресурсов. Если же предполагается автономная работа, особое внимание стоит уделить аккумуляторной батарее. Чтобы произвести оцифровку звука, нужна будет звуковая карта, которая имеет аналоговые стереовход и стереовыход. При выборе звуковой карты нужно основываться на таких критериях как качество АЦП, ЦАП и общая помехоустойчивость. Также важны разрядность и частота дискретизации, но они не определяют качество преобразования звука. Количество входов и выходов имеет значение в основном при многоканальной записи. Такие возможности могут применяться для концертной записи или записи живого ансамбля. При автономной работе можно пользоваться звуковой картой, которая питается от ноутбука, но лучшим решением в подобной ситуации будет подключение к сети и использование внешнего микшерного пульта. Подойдет практически любой недорогой микшерный пульт, у которого есть микрофонные ходы и выходы на запись. Не лишним будет наличие на микшере трехполосного эквалайзера, фильтра низких частот (hp filter/low cut), регулятора чувствительности (gain), регулятора громкости наушников (monitor/phones), а также светодиодов для индикации уровня сигнала.

Что касается микрофона, то он должен быть динамическим. Если при записи в студии могут использоваться конденсаторные микрофоны, так как они имеют большую чувствительность и записываются более детально, то при записи вне специального помещения без звукоизоляции, они захватывают очень много посторонних шумов. Чтобы закрепить микрофон в неподвижном положении,  нужна микрофонная стойка. Для этой цели подойдет любая стойка, самое главное – удобство исполнителя. Держатель обязательно должен подходить для микрофона (часто подходящие держатели идут в комплекте с микрофоном). Стойка необходима, так как если исполнитель будет держать микрофон в руках, может страдать качество записи.

Наличие наушников дает возможность исполнителю слушать и фонограмму, и себя. Для этой цели лучше всего подходят наушники закрытого типа и с максимально равномерной АЧХ. Использование наушников открытого или полузакрытого типа не желательно, так как часть звука будет проникать на запись в микрофон. Важность равномерности АЧХ состоит в том, чтобы звук в наушниках точнее совпадал с реальным сигналом, в таком случае можно сказать, что наушники звучат натурально и не окрашивают звук. Выбирать наушники нужно самостоятельно, на слух выбирая подходящие, так как каждый производитель самостоятельно измеряет и строит график АЧХ для своей продукции.

Еще одним важным этапом является выбор шнуров. Чаще всего это специальные готовые шнуры с подходящими характеристиками. При внестудийной записи вряд ли получится улучшить звучание за счет шнуров, но вот все испортить более реально. Выбор шнуров – дело практики, но важно помнить, что внешне почти одинаковые шнуры могут характеризоваться разной помехоустойчивостью. Для опытного звукорежиссера даже внешний вид может рассказать о многом, но начинающим стоит набираться опыта и свой выбор делать в пользу всемирно известных брэндов, таких как, например, разъёмам Neutrik. Самое большое количество посторонних шумов поступает через шнур, идущий к микрофону, потому для записи лучше всего использовать балансное подключение. Это предполагает, что для передачи моно-сигнала используются три контакта, как в небалансном стерео. Обычно такие шнуры имеют стандартный трех-контактный разъём XLR или стерео-джек (TSR). Чем длиннее шнур, тем хуже.

Вот и все. Имея все перечисленное выше оборудование, можно начинать запись.

И еще несколько слов в конце. Самое главное для исполнителя – не оборудование и его количество, а удовольствие от самого процесса записи. В свете этого лучшим звукорежиссером будет человек, способный нормально общаться и имеющий готовность принять пожелания исполнителя. Кроме того, случается, что заказчик и исполнитель – разные люди. Этом случае нужно учитывать интересы всех сторон. Записывая непрофессионального исполнителя, ему нужно предельно ясно объяснить ему, что от него требуется, и создать для него комфортные условия при записи. Всегда следует помнить о том, что критика, страх и волнение не только не являются мотивирующей силой, но к тому же способны убить любое творчество и самые лучшие начинания. Потому для того, чтобы хорошо делать запись, нужно иметь познания не только в аппаратуре, но и еще немного разбираться в людях.

А теперь давайте еще раз повторим самые главные пункты нашей статьи. Итак для записи звука в полевых условиях нам нужны ноутбук, звуковая карта, микшерный пульт и микрофон на стойке. Что касается качества результата записи, то оно будет зависеть от конкретного исполнителя и мастерства звукорежиссера.

Автор:
Опубликовано: HitOnline.ua