пн-пт 10-19 Заказать звонок (067) 685-59-94, (095) 456-81-23
Смело набирайте - бесплатно, со всех операторов!
КОРЗИНА
ВАША КОРЗИНА
Товаров: 0
Сумма: 0
Оформить заказ
Нам 10 лет!
праздник у нас - подарки для вас ! дарим сертификаты дарим сертификаты

Обработки сигнала

Обработки сигнала

 

Студийные звукорежиссеры то и дело слышат фразы типа: «Как-то плотности не хватает» или «Звук какой-то глухой. Сделайте что-то». И он легко может устранить всякое недовольство музыкантов или вокалистов, покрутив несколько ручек в рэковой стойке. И вот уже звук и плотный, и звонкий. Но это в студии. Но как справляться с подобными проблемами со звуком в домашних условиях, где нет ни рэков, ни эффектов?

 

Хочу сообщить вам хорошую новость. Сегодня благодаря развитию цифровых технологий возможность реализовать огромное количество мультимедийных проектов появилась и в домашних условиях. В большинстве случаев единственным необходимым инструментом для работы с мультимедиа является компьютер. Не является исключением и запись с редактированием музыкального материала. Ясное дело, что в условиях студии компьютер является только одной из составляющих комплекса аппаратуры, но в домашних условиях, где не требуется профессиональный уровень, компьютер может стать заменой многим студийным приборам. В системном блоке сочетаются одновременно динамические и эффект-процессоры, микшерный пульт и многодорожечный рекордер.

 

Эффект-процессоры

Есть много разновидностей процессоров обработки звукового сигнала, но самыми необходимыми из них являются компрессор и лимитер. Оба этих устройства относятся процессорам динамической обработки и используются при записи любых инструментов. Если говорить кратко, компрессор нужен для того, чтобы уровнять динамический диапазон фонограммы. При записи это имеет большое значение. Вот простой пример. Предположим, мы только что прописали вокальную партию для какой-нибудь композиции и сводим ее с фонограммой. После подбора соотношения уровней фонограммы и вокала становится заметно, но в некоторых местах голос практически не слышен, а в других он резко выделяется. Это происходит потому, что вокальная дорожка имеет большое количество пиков, которые значительно превышают по уровню среднеквадратичное значение сигнала. Пики являются теми хорошо слышимыми местами в фонограмме, которые вылезают на передний план. Что же делать в такой ситуации? В этом случае нужно уменьшить пиковые значения, не затронув среднеквадратичное значение сигнала, другими словами уровнять динамически фонограмму. В этом и состоит предназначение компрессоров. У компрессора есть две основные ручки регулировки: Threshold и Ratio.  Threshold – это отметка в динамическом диапазоне, превысив которую, входной сигнал будет подвержен обработке процессором. Положение ручки Ratio будет определять, во сколько раз будет уменьшен уровень сигнала, превысившего границу Threshold. Значение Ratio может составлять 2:1, 4:1, 10:1 и т.д. Лимитер имеет такой же принцип работы, что и компрессор, но в отличие от первого, он не церемонится с с сигналом, который превышает Threshold, и сразу же обрезает его.

 

Но Threshold и Ratio являются не единственными регуляторами в компрессорах и лимитерах. С повышением класса динамический процессор может иметь в арсенале и такие регулировки, как Attack, Release и Hold. Так как последнюю регулировку можно встретить в основном в аппаратных процессорах, мы не станем на ней останавливаться. Attack – регулировка, определяющая время, спустя которое процессор «возьмется» за сигнал, превысивший отметку Threshold, а Release определяет время, спустя которое процессор перестанет обрабатывать сигнал, после того как входной сигнал опустится ниже границы Threshold. Attack и Release позволяют сделать работу компрессора более «мягкой». Это значит, что процесс обработки сигнала, после превышения им границы Threshold, вступает незаметно (Attack) и незаметно прекращает работу после падения уровня сигнала (Release).
 

Дилэй и эхо являются двумя разными эффектами, хотя и имеют очень много общего. Наверное, именно по этой причине производителями программных модулей эти два эффекта включаются в одну обработку в паре. Мы тоже не станем их разъединять и так и рассмотрим их в паре. Дилэй дословно переводится как «задержка». Суть этого эффекта состоит в многократном повторении сигнала через определенный промежуток времени, в большинстве случаев каждое следующее за исходным сигналом повторение имеет меньший уровень сигнала. Эхо – это затухающая последовательность отражений в замкнутом пространстве. В отличие от задержки этот эффект является природным.

 Сравнивая Delay/Echo с динамической обработкой, можно увидеть, что компрессоры нужны для субъективного улучшения звучания качества фонограммы, а линии задержки являются своеобразным инструментов для воплощения художественных замыслов.

 

 

Эквалайзеры

Понятие эквалайзера знакомо всем и каждому. В наше время достаточно сложно встретить человека, который никогда бы не пользовался эквалайзером, или темброблоком по-другому. Эквалайзером называется устройство, которое позволяет изменять уровень отдельных частотных составляющих сигнала. Можно выделить несколько типов эквалайзеров, основными из которых являются графические и параметрические. Графическими эквалайзерами называются модули, которые позволяют изменять тембр сигнала на нескольких фиксированных частотах. Параметрический эквалайзер имеет более сложную конфигурацию. Главным отличием параметрического эквалайзера является возможность самостоятельно выбрать частоту и уже потом изменить ее уровень в отличие от графического, где все частоты фиксированы, и можно только изменять уровень сигнала на определенной частоте.

Обрезной фильтр

Это устройство является чем-то на подобии однополосного эквалайзера, который работает на низких и высоких частотах. Обрезные фильтры не имеют регулировки уровня «подъема» или «завала», они работают всегда в «минус» на определенное, обычно немалое количество децибел. Подобные фильтры нужны для того, чтобы сокращать частотный диапазон с нижней или верхней части спектра. Например, для обработки голоса, в котором преобладают низкие частоты, можно применить обрезной фильтр на 75 Гц, удалив весь спектр сигнала, расположенный ниже этой границы.

 

Ревербератор является незаменимым эффектом при любой записи. Особенно он пришелся по вкусу вокалистам, так как обработанный этим эффектом голос звучит более насыщенно, если, конечно, не переборщить с регулировками.

 

Программные ревербераторы являются более удобными перед аппаратными, так как их интерфейс выполнен не в виде огромного количества регуляторов, а в виде виртуального помещения, изменяя параметры которого, можно добиться необходимого эффекта. В таких помещениях можно изменять размеры стен и материал, из которых они изготовлены, форму помещения (с округлыми очертаниями или прямыми углами) и т.д.
Как и эхо, эффект реверберации является естественным природным явлением. Реверберацией называется совокупность акустических переотражений звука от различных поверхностей. Эти отражения, приходя в определенную точку помещения с разной задержкой, сливаются между собой. В этом и состоит суть эффекта реверберации. Эффект Эхо имеет похожий принцип работы. Отличие состоит вот в чем: в эффекте реверберации звуки сливаются воедино, если временной интервал между пришедшими в одну точку пространства отражениями не превышает 100 мс, в противном случае получим эффект Эхо.

 

Гейт и Экспандер – это процессоры динамической обработки сигнала. Зачастую оба эти эффекта реализуются в рамках одного модуля, потому мы из рассмотрим тоже вместе.

 

Гейт является очень простым устройством, но его простота ни в коем случае не умаляет его значимости в процессе аудиопроизводства. Главной задачей гейта является устранение из аудиоматериала лишних шумов на этапе микширования и записи. Этот эффект применяется, к примеру, в паузах между исполнением вокальной партии, где слышен шум микрофона, а если замолкает гитара, и становится заметен неприятный гул. Понятно, что все шумы и гулы присутствуют постоянно, но благодаря применению это эффекта они практически не различимы на слух. Кроме того, когда в процессе звучания инструмента возникает пауза, гейт блокирует сигнал на своем выходе, потому записывается уже не шум микрофона или гул гитары, а просто тишина.

Expander исполняет ту же функцию, что и гейт, вот только устроен он сложнее. Этот эффект не просто блокирует нежелательные шумы, а уменьшает их уровень в заданное количество раз, что делает его работу менее заметной по сравнению с гейтом.

 

В конце хотелось бы дать еще один совет. Обрабатывая сигнал каким-либо процессором, нужно помнить, что в этом деле главное – чувство меры. Потому обращайтесь очень осторожно с каждым регулятором при редактировании записи. Компрессор является очень полезным, но если применить этот эффект к фонограмме в чрезмерном обилии, можно получить сильный гул. Ревербератор значительно улучшает звук, но если поставить большие значения параметров этого эффекта, звук превратиться в кашу. Тренируйте свой слух и вкус, и со временем ваши записи дорастут до качественных студийных сведенок.