пн-пт 10-19 Заказать звонок (067) 685-59-94, (095) 456-81-23
Смело набирайте - бесплатно, со всех операторов!
КОРЗИНА
ВАША КОРЗИНА
Товаров: 0
Сумма: 0
Оформить заказ

Баритон-гитара

Баритон-гитара

Баритон-гитара


Гитара уже давно заняла прочные позиции практически во всех известных стилях музыки и стала незаменимой почти во всех жанрах. На ней можно исполнять как раннюю лютневую музыку, так и современный рок, гранж и метал. Можно сказать, инструмент универсальный. Но как всегда есть свои «но»: диапазон гитары достаточно ограничен – всего четыре октавы (сравним с тем же роялем, у которого восемь без малого октав диапазона). Чтобы решить эту проблему, некоторые музыканты прибегают к использованию бас-гитары, другие перестраивают гитару более низко, но при этом теряют в качестве, есть и те, которые осваивают stick- и warr-гитары. Ну а кто-то более осведомленный использует баритон. Именно об этой гитаре пойдет речь в нашей статье.

Баритон, в принципе, устроен точно так же как и обычная гитара. Его корпус, механика и крепления ничем не отличаются. Но главной особенностью баритон-гитары является удлиненная мензура – расстояние от верхнего порожка до подставки.
Так, мензура обычной акустической гитаре с металлическими струнами составляет 23,7-25,7 дюймов при толщине струн 0,11-0,54, в то время как длинна мензуры баритона варьируется от 27 до 30,5 дюймов при толщине струн от 0,17 до 0, 95. Благодаря таким изменениям строй этой гитары можно настраивать значительно ниже EADGBE , к которому мы так привыкли.
Варианты настройки могут быть разными, начиная с легко достигаемого на обычной гитаре пониженного на два тона, заканчивая пониженным на кварту, а то и квинту строем. Последний является самым низким из неэкстремальных строев – ADGCEA.
Баритон-гитару можно назвать промежуточным этапом между обычной гитарой и бас-гитарой.

Датой рождения баритона считается конец пятидесятых годов. В 1957 году фабрикой компании Danelectro была изготовлена первая баритоновая электрогитара, которой был присвоен серийный номер #0001. Популярности сразу же эта гитара не приобрела – музыка того времени не имела особой нужды в низких звуках, которые предоставлял этот инструмент, а если потребность и возникала, ее можно было удовлетворить, используя бас. Но вскоре баритоновые гитары были оценены по достоинству, и популярность их начала стремительно расти. Они нашли свое место в surf-музыке (песни «Dance, dance, dance» и «Caroline, no» группы Beach Boys), а спустя какое-то время вошли в кантри (их неоднократно использовали Джонни Кэш, Вилли Нельсон и Мерл Хаггард).

Но уже в 1961 году фирмой Fender был выпущен инструмент, составивший серьезную конкуренцию баритоновой гитаре BASS VI.

Эта бас-гитара позволяла расширить не только нижнюю часть диапазона басовых гитар, но высотную. Главной идеей BASS VІ являлась легкость, с которой музыканты, играющие на обычной гитаре, могли бы играть на басу. Есть информация, что BASS VI использовался Джоном Ленноном и Джорджем Харрисоном в некоторых композициях Beatles. Но по словам Майка Фримена, основателя thebaritoneguitar.com, баритоновые гитары создавались как некий промежуточный этап между басом и обычной гитарой.

Такая конкуренция воспринималась серьезно не долго. Произведение Fender, как и все его последующие аналоги, не удержало позицию конкурента надолго, да и не могло. Во-первых, гитаристам было очень не привычно играть на BASS VI, во-вторых, диапазон вверху был расширен благодаря добавочной струне С – это ниже на уменьшенную октаву второй гитарной струны.

Спустя какое-то время в истории баритоновой гитары пришел следующий период, который ознаменовался закреплению ее позиций в рок-музыке. Это заставило задуматься многих производителей о создании аналогов Danelectro baritone, в результате чего были созданы Gretch (модель 5265), Gibson (EB-6) и другие модели фирм PRS Guitars, Music Man, Burns London. Кстати, Danelectro тоже создала несколько модификаций своего детища - innuendo и longhorn. Так как инструмент не пользовался особой популярностью, партии его не отличались особым размахом, именно поэтому они представляют собой особый интерес для музыкальных ценителей.

Истинный интерес музыкальных кругов к баритону разгорелся в период становления рок-музыки в нынешнем понимании, который пришелся на восьмидесятые годы ХХ столетья. В этот период музыкальные группы преследовали одну цель – обрести более тяжелое, басовой звучание, чтобы получить «грув». Для этих целей как ни что другое подходил баритон. Первопроходцами в использовании этого инструмента в роковой музыке стали группы Sonic Youth, которые славились своими шумовыми эффектами, и Butthole Surfers, стоявшие у истоков альтернативного рока.

Тот же Фримен в одном из своих интервью говорит, что еще десять-пятнадцать лет тому назад Соединенные Штаты и Англия ничего не знали о баритон-гитарах, и лишь благодаря развитию тяжелой музыки возросла потребность в гитарах с пониженным басовым диапазоном, а следственно и потребность в подобного рода инструментах. Конкуренцию баритону долгое время составляла семиструнка, и в итоге именно она завоевала популярность, так как музыканты отдавали предпочтение в большинстве случаев ей. Это достаточно странно, ведь освоить баритон-гитару гораздо легче, на ней могут играть музыканты, играющие на обычных гитарах.

Помимо семиструнной гитары, для добавочного баса использовались шестиструнные басы, настроенные вверх. Но все эти попытки не идут в сравнение с удобством и функциональностью баритон-гитары, позволяющей получить низкий басовый звук без потери качества и особых усилий со стороны играющего.

Вечные соперники – семиструнная гитара и баритон – стали объектами рассмотрения гитарного мастера Джима Соловья. Вот что он говорит по этому поводу: «Главным преимуществом баритон-гитары является то, что она не требует от музыканта сверхподготовки: он играет так же, как и обычно, просто все опускается вниз. Теперь о недостатках. Во-первых, все песни нужно транспонировать в другие тональности, но для людей музыкально грамотных это вряд ли будет проблемой. Вторым существенным недостатком является потеря верхнего диапазона инструмента, который особенно важен для исполнения сольных партий, в которых редко встречаются ноты ниже второй октавы.
К преимуществам семиструнки можно отнести то, что все песни остаются в оригинальных тональностях; по сути, к имеющемуся диапазону гитары добавляются несколько басовых низких тонов, сохраняя при этом высоту звука верхних струн. Главным же недостатком является потребность переучиваться, чтобы быть способным легко использовать преимущества гитары с добавочной струной. Подводя итог, скажу, что все зависит от того, чего вы хотите, и ваших возможностей. Если у вас нет времени/желания переучиваться, но нужно получить нужный звук, лучше выбрать баритон. Если же вы готовы переучиваться и не боитесь серьезной работы, возьмите семиструнную гитару».

Одним самых знаменитых музыкантов того времени, отдавших предпочтение баритону, стал Майк Мушок из культовой группы Staind, ставший кумиром для многих музыкантов конца ХХ века. К концу девяностых на пик популярности вышел жанр металла, который имеет много стилевых ответвлений, объединенных тяготением к максимально низкому звучанию. В этот стиль баритон вписался очень органично. В своем творчестве его использовали Дилан Карлсон, игравший в группе the Earth, Терри Тираниши, гитарист арт-рок-метал-альтернатив коллектива Thrice, Ко Мелина из гаражной группы Dirtbombs и многие другие.

Но это далеко не полная картина применения баритон-гитары. Она используется во многих стилях и жанрах музыки, таких как джаз, фолк, рок, акустическую поп-музыку и даже произведения для классической гитары.
Наибольший же интерес привлекают музыканты, посвятившие себя инструментальным жанрам. Они в полной мере используют возможности этого интересного инструмента. К ним относятся:

Andy McKee - тэппинг
Don Ross - фингерстайл
Iain Micah Weigert - кантри
Clifton Hyde.

Это далеко не полный список тех, кто отдал предпочтение баритону. Даже больше – практически каждый серьезный гитарист хоть раз, да прикоснулся к этому инструменту.