Настройка барабанов – дело совсем не простое. Даже у опытных барабанщиков могу возникнуть с ней проблемы, а тем более у начинающих. Потому нет ничего в этом стыдного. В США, например, позаботились об это проблеме, создав специальную компанию, которая занимается настройкой барабанов. Такие компании предоставляют свои услуги (стоящие, кстати, приличные деньги) студиям, производителям и музыкантам.
Но не огорчайтесь. Эта статья посвящена тому, чтобы помочь вам освоить это нехитрое искусство. Сделать это будет не сложно, но, конечно же, нужно много времени и практики. Вы узнаете о «математическом» способе, который позволяет избежать многих ошибок, но для начала давайте немного углубимся в историю создания этого удивительного инструмента.
Первый барабан был создан из пустого внутри бревна, один конец которого была натянута кожа животного. Это был типичный открытый барабан, или другими словами, барабан, имеющий только одну мембрану. В наше время чаще встречается «закрытый» барабан, который имеет два пластика. Верхний пластик называется ударный, а нижний – резонансный. Нижний пластик нужен для того, чтобы создать внутри корпуса барабана сложные множественные отражения и резонансы, благодаря чему звук отличается от плоского звучания «открытого» барабана, становится более плотным и завершенным. Скажу даже больше: качество звука закрытого барабана зависит от соотношения натяжений ударного и резонансного пластиков. Именно по этой причине настройка часто сводится к поиску соотношения, позволяющего получить нужное исполнителю звучание.
Если верхний пластик настроен ниже резонансного, звук становится более длинным. В случае же когда ударный пластик имеет более высокое звучание, чем резонансный, тон звука как будто бы поднимается к концу.
Есть два основных вида настройки барабанов: even (равномерная) и odd (неравномерная, разрозненная). Давайте для начала рассмотрим "even", так как этот вид настройки больше подходит для закрытых барабанов, а и, по большому счету, является основой для последующего выполнения настройки "odd".
В первую очередь нужно равномерно растянуть пластик. Это значит, что каждый регулировочный болт должен притягивать пластик к корпусу барабана с такой же силой, как и все остальные болты. Можно это сделать таким способом: вначале закрутить все 6, 8, 10, или 12 имеющихся болтов пальцами до упора, а потом, взяв ключ, закрутить на полоборота (90 градусов) ближайший болт, после чего то же самое произвести с находящимся напротив болтом и повторить действия. Далее, двигаясь по часовой стрелке, нужно перейти к следующему болту, закрутить его на полоборота, перейти к противоположному и так далее, пока не будет закончена регулировка всех болтов.
После проделанных манипуляций пластик должен быть натянут равномерно. Проверить это можно легким постукиванием по нему приблизительно в дюйме от края напротив каждого болта, приглушая при этом противоположный пластик рукой. Высота звука должна быть одинаковой. Далее при желании можно изменить общую высоту барабана. Сделать это можно, закручивая или ослабляя каждый болт на полоборота или на оборот. Но стоит учесть, что каким бы ни был диаметр барабана, лучше его настроить немного выше, чем ниже.
Более удобным будет установить и настроить вначале нижний пластик, а потом перейти к верхнему. По большому счету, нет никаких правил, определяющих соотношение натяжений ударного и резонансного пластика. Связано это с личными предпочтениями каждого музыканта, ведь идеальное соотношение, найденное одним барабанщиком, может совершенно не удовлетворять другого. Нужно помнить, что с увеличением натяжения резонансного пластика улучшается отдача барабана, ускоряется его реакция на удар, так как достаточно сильно натянутый резонансный пластик способствует быстрому возвращению колебаний. Настройка "even" незаменима для бас-барабана, так как в его звучании ни в коем случае нельзя допускать ухода тона.
Для тех, кому звук, полученный в результате настройки барабана с использованием метода "even", покажется слишком чистым и неинтересным, можно попробовать использовать метод настройки "odd".
Этот метод заключается во внесении некоторого беспорядка в настройку путем расстраивания одного из болтов. Вследствие этого пластик начинает колебаться менее равномерно, что удлинит звук и добавит небольшое послезвучание к доминирующей ноте в виде звукового «хвоста». Не суть важно, какой именно болт будет расстраиваться, но для большего удобства лучше проделывать это с одним и тем же болтом, например, с тем, который расположен ближе всего к играющему. Этот метод больше всего подходит для настройки барабанов небольшого диаметра, так как эффект от расстройки заметен только на высоких и средних частотах. Многие практикуют такую расстройку на томах.
Еще можно немного расстроить рабочий барабан, но по-другому. На рабочем барабане можно немного открутить два болта, которые находятся ближе всего к месту удара палками. Если пластик на барабане свободно натянут, игра отличается выраженной атакой и хорошо прослушиваемым звуком удара палки о пластик. При сильно натянутом пластике основной тон становится более выраженным. Настройка рабочего барабана лишь немного отличается от настройки тома. Связано это по большей части с тем, что ударный и резонансный пластики рабочего барабана имеют разные толщины. Если низко настроить ударный пластик, звук будет глубокий, но статичный, а при высокой настройке ударного пластика звук становится сухой, живой и яркий. Низко настроенный резонансный пластик рабочего барабана обладает звуком с основным тоном, который доминирует над звуком пружины. Следовательно, чем выше будет настроен резонансный пластик, тем более резким будет звук рабочего барабана. Приступая к настройке рабочего барабана, лучше всего отключить пружину, чтобы понять природу воздействия резонансного пластика на общий звук. Точную регулировку пружины нужно производить уже после того, как пластики уже практически настроены. Если пружина через чур натянута, звук получится «придушенным». В этом случае стоит немного ослабить натяжение, что позволит получить качественный звук, в котором будет минимум призвуков. Кроме того большое значение имеет толщина пластиков. Тонкие пластики характеризуются подчеркнутой атакой и долгим затуханием. Более же толстые пластики и тем более двойные характеризуются быстрым затуханием.
Если вы устанавливаете новые пластики, их, подобно гитарным струнам, нужно вначале несколько растянуть. Это делается так: барабан с надетым и натянутым пластиком нужно поставить на пол, надавить коленом в центр пластика и выдерживать некоторое время. Пластик вряд ли порвется, так как материал, из которого он делается, выдерживает нагрузку по крайней мере 3,900 фунтов. Некоторые музыканты даже становятся на пластик, чтобы растянуть его. Если вы надумаете последовать их примеру, то перед процедурой хотя бы снимите обувь.
Есть также школа настройки барабанов, основанная на идее, что каждый барабан уже имеет свою ноту или частоту, зависящую от размера корпуса барабана и материала из которого он изготовлен. Установить эту ноту можно путем простукивания корпуса барабана (при этом лучше всего, чтобы пластик был одет, но не натянут). Эту ноту не просто определить на слух, но можно для этого использовать электронный тюнер. После того, как нота была установлена, барабан должен быть соответственно отстроен в соответствии с ней, что не составит особого труда. Проще определить ноту корпуса барабана со снятыми пластиками.
Все барабанщики знают, что при ударах по разным местам пластика, барабан звучит по-разному. Подобно теннисной ракетке, барабан имеет место (иногда два), при ударе палками по которому, он лучше всего звучит при данной настройке. Вы сможете найти это место, экспериментируя. А найдя его, лучше всего поставить на пластике отметку. Многие барабанщики именно так и поступают, устанавливая при этом барабаны так, чтобы при игре попадать по этим местам палками.