Музыкальный рынок был реформирован в средине прошлого века, когда многие компании-производители музыкальных инструментов начали попытки воссоздать звучание и ощущение игры на акустических роялях. Сейчас можно говорить о том, что лучше всего с этой задачей справилась японская компания Roland.
Синтезаторы этой компании имеют не только такое же звучание, как и дорогой акустический рояль, но и имитируют его поведение. Все это было достигнуто благодаря нескольким десятилетиям совместной работы одаренных разработчиков, инженеров, ученых-физиков, программистов и дизайнеров, специалистов психоакустики, звукооператоров и музыкантов.
В основе работы цифровых клавишных инструментов лежит процесс сэмплирования, с помощью которого все звуковые нюансы лучших роялей хранятся во внутренней памяти. Воспроизводятся эти звуки при нажатии на клавиши. Инженерами компании Roland впервые был разработан и создан многослойный сэмпл, когда на каждую ноту записываются не один, а несколько сэмплов, он был разложен по динамике, а для усиления тембрового богатства начали использовать физическое моделирование. Благодаря всем этим новшествам была достигнута особая реалистичность воспроизводимых звуков.
Корпорация Roland была основана в 1972 году в Осаке, и уже в следующем году был открыт первый завод по выпуску музыкальных инструментов. В 1996 году компания Roland стала первым производителем музыкальных инструментов в Японии, который получил сертификацию ISO 9002.
Синтезаторы Roland могут быть выполнены в 3-х исполнениях:
клавишного синтезатора в виде корпуса с клавиатурой; синтезаторного модуля в виде корпуса без клавиатуры, управление которого происходит от MIDI-клавиатуры; рабочей станции в виде клавишного синтезатора со встроенным секвенсером.
2002 год знаменателен созданием на основе звукогенераторного модуля XV-5050 синтезатора Roland FA-76, получившего название "Fantom." По техническим характеристикам он заметно уступал конкурирующим моделям Korg Triton и Yamaha Motif. Но уже через год была создана новая усовершенствованная и переработанная модель Roland Fantom S, которая была оснащена самплером, USB-портом и слотом для карт памяти SmartMedia.
Особым событием и настоящим триумфом стало появление модификации Roland Fantom X в 2004 году. Эта модель стала одной из трех самых популярных профессиональных клавишных инструментов наряду с давнишними конкурентами Yamaha Motif и Korg Triton. Создавая звуки в синтезаторе Roland Fantom X, используются четыре волновых слоя, каждый из которых имеет собственную огибающую и мультирежимный фильтр с резонансом. Также эта модель оснащена тремя генераторами низкой частоты и шестью процессорами эффектов. Инструментом можно управлять при помощи джойстика, инфракрасного контроллера, четырех регуляторов, двух ножных педалей и двух кнопок. Пользовательский интерфейс Fantom X построен на базе цветного жидкокристаллического дисплея, а также имеет аналогию с операционной системой персонального компьютера. В универсальной подборке тембров больше всего тяготения к эстрадной и поп музыке.
Roland Fantom X6
Тем, кто хочет найти свой собственный звук, наиболее придется по вкусу аналоговый синтезатор Roland V-SYNTH, который позволяет выбрать любую из 14 форм волны, каждая из которых может быть видоизменена или модулирована. Управление высотой, временем и формой волны производится не только при помощи ручек специальных ручек, но и с помощью матрицы модуляции. Также имеется совершенно новый набор патчей. В этой модели были добавлены такие функции, как Sound Shaper, который облегчает процесс создания звуков, новые возможности для создания наборов барабанов, а также многошаговый модулятор.
Roland V-SYNTH GT
Синтезатор Roland V-SYNTH имеет следующие характеристики:
- 61-нотная клавиатура;
- синтез на основе нескольких осцилляторов;
- пользовательское сэмплирование;
- современные высокотехнологичные фильтры;
- осцилляторы могут моделировать аналоговый синтез;
- синтезатор имеет возможность работать с пользовательскими сэмплами и более 300 волновыми формами с полифонией до 24 голосов;
- независимая подстройка высоты, времени и форманты сэмплированных волн – можно видоизменять волновые формы прямо во время игры;
- простота управления инструментом.
Еще одной интересной моделью является синтезатор-караоке Roland DISCOVER-5, который стал первым инструментом от Roland, воплотившим в себе новую технологию — возможность подготовить файлы MIDI в реальном времени, автоматически транспонировать их и подстроить аккомпанемент под диапазон любого вокалиста. Благодаря появлению на свет этого инструмента появилась отличная возможность подбирать для нужного трека нужный тон, реверберацию, хорус и другие контроллеры, определяющие звучание композиции. Все это производится при помощи ручек и кнопок управления на передней панели. Этот синтезатор также имеет специальную функцию, благодаря которой легко классифицировать, хранить и восстанавливать композиции из большого архива. Roland DISCOVER-5 имеет значительно более расширенный диапазон технических возможностей.
Roland GW7
Нельзя оставить без внимания рабочую станцию Roland GW7, которая отличается не только простым и доступным пользовательским интерфейсом и универсальным, ориентированным на поп-музыку набором качественных звуков, но также и доступной ценой. Этот синтезатор имеет такие характеристики:
- полифония 64 голоса;
- более 850 тонов (GM2);
- 39 барабанных установок (GM2);
- 128 перформансов;
- 47 типов мультиэффектов;
- 8 алгоритмов реверберации;
- 8 типов хоруса;
- простота в управлении.
Roland GW7 наилучшим образом подойдет тем, кто только стал на путь познания музыкальных глубин, но мечтает стать профессионалом, так как этот инструмент имеет достаточное количество звуков даже для профессиональной сцены. Что касается автоаккомпанемента, то это первоклассные аранжировки в различных стилях не только популярной, но и джазовой музыки в трех вариантах бас и барабаны, комбо и полный оркестр. Внутренняя память синтезатора вмещает 99 пьес, которые туда можно легко записать. Благодаря встроенному секвенсору можно с нуля создавать свои композиции.
2008 год был ознаменован представлением серии рабочих станций Fantom G компании Roland, но настоящим открытием года стала клавишная рабочая станция Roland Fantom G8, которая признана как самый мощный и роскошный синтезатор в истории Roland и задала тон синтезаторам XXI века. Эта рабочая станция обладает 88-нотной клавиатурой с молоточковым механизмом нового поколения, которая отвечает не только на скорость, но и на послекасание канала. Клавиши имеют специальное покрытие, поглощающее пот, а также имитируют ощущение слоновой кости для белых клавиш и черного дерева для черных. Звуковой генератор оснащен удвоенным объемом памяти по сравнению со всеми предшественниками этого инструмента. Два слота для новых карт расширения ARX воплотили в себе новую специальную технологию, которая дает при игре особую выразительность. Сценическая работа стала более упрощенной благодаря графическому пользовательскому интерфейсу с широким цветным дисплеем. Подключение мыши значительно ускоряет работу в студии.
Roland Fantom G7
Но это еще не все изменения и модификации. Аудио-MIDI секвенсор тоже полностью переработан. Была создана возможность работать со 128 треками, в том числе с 24 аудиотреками. Но все же главной отличительной чертой Roland Fantom G8 от всех предыдущих моделей являются слоты ARX, которые позволяют добавлять звуки SuperNatural. Применяя эту технологию к традиционным звукам, можно добиться органичного изменения тембра и передачи всех исполнительских нюансов, что позволяет получить естественную эмоциональную отдачу, которой невозможно было добиться ранее. Технология SuperNatural внесла в синтез новую степень выразительности.
Новыми возможностями были награждены и комбинированные входные разъемы XLR и TRS (джек), а также фантомное питание для конденсаторных микрофонов, вход Hi-Z для гитар и басов и обычный линейный вход. Оперативное управление параметрами инструмента происходит благодаря восьми слайдерам, четырем ручкам и десяти кнопкам, находящимися под дисплеем, отображающим множество полезной информации.
Fantom G имеет наиболее современный набор эффектов, имеющий в мультитембральном режиме до 22 эффектов. Для каждой партии отдельной партии можно применить свой эффект. Также возможно создание сложных текстур с 16 инсертными эффектами и отправка каждой партии на общие процессоры хоруса и реверберации, а для окончательной обработки песни можно использовать мастеринговые эффекты.
Компания Roland уже не одно десятилетие занимается научными и техническими разработками, вкладывая в это огромные денежные средства. Именно потому никого не удивит, если в ближайшее время рынок синтезаторов всколыхнет очередная новинка от Roland.