Приветствуем тех, кто только стал на путь познания гитарной стихии! Эта статья создана, чтобы помочь начинающим гитаристам освоить азы игры на электрогитаре. Овладевая инструментом, современный гитарист вталкивается с неизбежным выбором: он будет играть ритм или соло (хочется отметить, что универсальных гитаристов почти нет). И даже если гитарист играет и партии ритма, и соло, он склоняется к чему-то одному. Но этот выбор вам нужно будет сделать позже, а пока нужно освоить основные приемы игры.
Для начала вам нужно иметь электрогитару, комбоусилитель, соединительный провод (Jack-Jack), медиаторы. Теперь можно начинать.
Раздел 1. Выбор оборудования
Электрогитара
Даже если вы уже приобрели себе инструмент, этот раздет будет вам полезен, так как в нем содержится много полезной информации для выбора электрогитары.
Во вступлении мы говорили о том, что почти нет универсальных гитаристов. Это утверждение справедливо и в отношении электрогитар. Гитары, которые позволяют в равной степени играть как ритм, так и соло, не внушают мне особого доверия. Ну что же, начнем. Приступим к выбору электрогитары.
Базовые знания
В самом начале нужно определиться, какой формы инструмент вам нужен, ведь форма влияет не только на внешний вид, красоту гитары, но и на удобство игры. Существует много различных форм: Стратокастер, Телекастер, Лес Пол, Супер Страт, SG, Explorer, V-style, Warlock, Iceman, Forest и т. д. Для начинающих лучше всего подойдет Стартокастер, Телекастер и Супер Страт. Такие формы как Лес Пол и SG являются достаточно специфичными, как говорится "на любителя". Хотелось бы предостеречь вас от покупки гитар V-style, Warlock и Iceman для обучения. Лучше поначалу вообще избегать "острых" форм. Может, они красивые и эффектные, но очень не удобные. Они созданы не для новичков, так как рассчитаны на игру строя. Такую технику игры нужно осваивать после овладения правильной постановкой рук, не раньше.
Следующий шаг - определиться со стилем игры и соответственно нужным звуком: блюз, рок, металл, альтернатива и т.д. Новичкам советую не приобретать гитару с рычагом (тремоло, флойд), так как вы не сможете ей нормально пользоваться из-за отсутствия опыта. Кроме того гитара в низкой ценовой категории скорее всего будет иметь рычаг низкого качества, и вам придется постоянно отстраивать гитару. Некачественные рычаги не держат строй, а со временем начинают люфтить, потому придется покупать новые пружины, и еще много других моментов. Потому смотрите сами, готовы ли вы справляться со всеми этими проблемами. И еще один момент: тремоло-система значительно уменьшает длительность звучания нот (сустейн).
Гриф электрогитары обычно имеет 22 или 24 лада. Последний вариант больше подходит соло-гитаристам. Такие гитары чаще всего имеют большую мензуру, то есть расстояние от верхнего порожка до подставки (бриджа), потому натяжение струн больше и нажимать на них сложнее. Конечно, можно и ритм играть на такой гитаре, ведь если научитесь играть на таком инструменте, все остальное потом будет даваться вам легко.
Виды дерева
Для изготовления гитар используется различная древесина, среди которой красное дерево (махагон), липа, ольха, клен, агатис, ясень и другие.
-
Красное дерево даёт тёплую и сочную середину и глубокие низы, сглаженные (не значит глухие) верха
-
Ольха обладает хорошо сбалансированным чистым звучанием, сочной серединой, что отлично подходит для чистого звука
-
Липа имеет широкий диапазон, сбалансированное звучание, похожее на звучание ольхи, но басовое, глуховатое
-
Ясень отличается прекрасной яркой атакой, читаемостью нот
-
Клен имеет атакующий звук с хорошей отдачей и хорошим балансом в сочетании с красным деревом
-
Агатис является чем-то средним между красным деревом и ясенем, сочетает в себе глубину и теплоту красного дерева с такой же ясностью и энергией как у ясеня.
Звукосниматели
Если писать вкратце, то есть три вида звукоснимателей.
Сингл это одиночный звукосниматель (имеет одну катушку), который дает более яркое, звонкое и прозрачное звучание, отлично подойдет для игры и на чистом звуке, и на перегрузе (искаженный звук, с эффектом). Его главный недостаток дает небольшой (дешевые - большой) фон, что может проявляться в гудении.
Хамбакер — это сдвоенный звукосниматель, то есть с двумя катушками. Он отлично подходит для перегруженного звука, почти не дает фона, имеет мощный выход, более жирное и злое звучание по сравнению с синглом. На чистом звуке тоже имеет хорошее звучание, но в отличии от сингла оно менее звонкое и более теплое.
Хамбакер с отсекающейся катушкой хамбакер + сингл. Это значит, что переключателем можно отсечь (отключить) одну из катушек, и хамбакер превращается в сингл. При этом выход отсеченного хамбакера в основном ниже выхода сингла.
Хамбакеры еще бывают размером с сингл, их называют рельсовыми. Они являются чем-то промежуточным между хамбакером и синглом. Кроме того существуют активные звуосниматели, чаще всего это хамбакеры. Они имеют мощный выход за счет преусилителя, фон вовсе отсутствует, отличаются хорошей читаемостью нот, используются чаще всего для перегруза. Для таких звукоснимателей необходима 9-ти вольтная крона для питания, т.к. в датчик встроен предусилитель. За счет того, что на катушках меньше витков, они передают больший диапазон частот, но при этом имеют слабый выходной сигнал, для усиления которого нужен предусилитель, который встраивается в гитару.
Страны-производители электрогитар
Электрогитары производятся во многих странах: Япония, США (это самые качественные гитары), Мексике, Корее, Индонезии, Индии. Наименее качественными считаются китайские и российские электрогитары.
Ценовые категории
Здесь мы рассмотрим соотношение в категории цена/звучание (в ценах 2011 года)
До 150$
любая гитара в этом ценовом диапазоне будет плохая, потому лучше брать ту, цвет которой больше понравился. Желательно, чтобы был хотя бы один хамбакер (играть как раз нужно будет на нём, так как один сингл дает один шум, хотя этого можно избежать, выбирая такие положения переключателя, когда будут включены два звукоснимателя одновременно, например, на стратоподобной гитаре - "neck+middle" или "middle+bridge"), потому что в другом случае будет сильный фон. Можно приобретать гитары фирмы Cort (она как раз производит инструменты в этой ценовой категории) или Parksons. Еще можно купить гитару б/у любой фирмы, такие гитары более-менее отстроенные, отлаженные.
до 300 $
В этой категории можно купить много разных моделей. Лично я советую Aria, Washburn или Cort, свою стоимость эти гитары полностью отрабатывают.
300-500 $
Здесь лучшими можно назвать LTD by ESP 50-я серия (все модели) они отлично подходят для тяжёлой музыки, имеют много басов, качественную сборку, нормальные звукосниматели; Ibanez RG321 это гитара, где можно накрутить звук от чистого и блюза до металлического и хард-рокового, оснащена хорошими звукоснимателями два хамбакера с отсекающимися катушками, сделана из нормального дерева, нормальная сборка; Washburn WI64B (больше подходит для блюза и рока, имеет хорошее дерево, нормальные датчики, сборка нормальная, гитара не фонит); KRAMER - некоторые модели этой цены (хорошие звукосниматели с отсекающимися катушками (США)); TORQUE подойдут некоторые модели этой цены (хорошие дерево и сборка); Squier by Fender почти все модели; Yamaha Pacifica 112 обладает хорошим сбалансированным чистым звуком, неплохо собрана.
500-700$
В этом ценовом диапазоне лучше всего брать LTD by ESP 200-260-я серия все модели, Jackson Kelly JS30, Jackson Dinky JS30, SCHECTER несколько моделей, Squier by Fender несколько моделей.
700-900$
Здесь нужно обратить внимание на любую гитару профессиональной или Deluxe серии фирм LTD by ESP (Корея), Ibanez (Япония), Jackson (Япония), Washburn, Burny, Edwards (Япония). Также можно найти б\у или дешёвые серии фирм Gibson (США), Fender (Мексика). Самое лучшее в этом диапазоне Ibanez RG 1570. Это отменный инструмент, который можно назвать лучшим в своем роде.
Более 1000 $
В этой ценовой категории любая гитара будет звучать отлично. Лично я рекомендую обратить внимание на фирмы ESP, Gibson, Fender, Ibanez, Jackson. Обратите внимание, чтобы гитары были японской или американской сборки.
Комбоусилитель
Среди комбоусилителей (комбиков) выделяют транзисторные, ламповые и гибридные (транзисторный + 1 лампа в предусилителе, иногда также делают 1 лампу в оконечный каскад).
Для занятий в домашних условиях лучше взять транзисторный комбик на 15-30 Вт с динамиком 8-10'', например, Fender Frontman-15R, который отлично подойдет для чистого и блюза (перегруз в нём плохой), Randall RX-20R это универсальный, добротный аппарат с хорошим и чистый, и перегруженным каналами. Для репетиций с группой в не очень больших закрытых помещениях нужен более мо++++++++
щный комбик. Подойдет или транзисторный 40-75Вт с 12" , или ламповый 10-30Вт с 10-12", например, транзисторы Randall RX-75R, Washburn BD-40R, лампа Yerasov GTA-30R, Yerasov GTA-15R (он имеет один чистый канал, который на малой и средней громкостях выдаёт чистый звук, а на высокой громкости начинает перегружаться; для тяжёлой музыки нужна примочка овердрайва или дисторшна). Такие транзисторные комбоусилители можно использовать и дома, но на небольшой громкости. Для использования же ламповых комбиков в домашних условиях нужен специальный прибор аттенюатор. Он делает звук комбика тише, но при этом теряется качество.
Бытует мнение о том, что приобретение гибридов пустая трата денег. Но я так не думаю. Лампа привносит совершенно иное звучание, чем транзистор. Лично я советую не пожалеть денег и купить VOX на 30 Вт со встроенным полноценным процессором эффектов, так что дополнительные примочки понадобятся нескоро.
Для выступлений понадобится более мощный комбоусилитель с динамиком 12'', лучше всего ламповый мощностью от 30 Вт и выше, хотя подойдет и транзисторный от 75 Вт и выше. Стоимость таких комбиков высокая, но качество тоже.
Хотелось бы еще отметить, что гитара стоимостью в 1000$ и выше сможет полностью раскрыть свои возможности только с комбиком ценой не меньше 400$.
Гитарные эффекты (примочки)
Выбор примочки это дело сугубо личное и субъективность. Здесь надо самому слушать и выбирать то, что больше по вкусу.
Но все же хотелось бы дать несколько советов. Для дисторшна отлично подойдет BOSS MT-2 Metal Zone или BOSS DS-2 (она дешевле, но и звук менее плотный). Для овердрайва лучше выбрать Marshall JackHammer JH-1 (этот эффект сочетает и овердрайв, и дисторшн, но последний слабоват). Другие гитарные эффекты, такие как "квакушки", дилэй, reverse, chorus и т.д., на начальных стадиях вам не понадобятся.
Струны
На новых гитарах струны в большинстве случаев не очень хорошие, потому их следует заменить. В зависимости от толщины струны бывают тонкие (для чистого звука, блюза и соло, их легче зажимать, но они могут быстро порваться, на них одно удовольствие делать бэнды, но для обучения они не подходят слишком уж легко), средние (универсальные) и толстые (предназначены для тяжелой музыки, их сложно зажимать, не удобно (сложно) играть соло и быстрые риффы, зато они прочные). Для начинающих лучше всего подойдут струны калибра 9-42 или 9-46.
Я советую приобрести струны Elixir. Хотя они и не дешевые, зато строят в два раза дольше других.
Раздел 2
Идеальная гитара для металла
Хотелось бы сказать, что в теории на любой гитаре можно играть любую музыку. В конце концов звук на выходе зависит не только от гитары, но и от усилителя, примочек и звукоизвлечения самого музыканта. Если попробовать объяснить в двух словах, то метал и тяжелый рок состоит из искрометного соло и мощного тяжелого ритма, потому мы рассмотрим отдельно гитару, подходящую для соло и отдельно для ритма. Хотелось бы обратить ваше внимание на то, что нет такого понятия как соло-гитара, равно как и ритм-гитара. Гитара есть гитара. Но инструмент может больше подходить для ритма или для соло, хотя по сути на одной и той же гитаре можно играть и то, и другое.
Гитара для соло
-
Тип гитары. По большому счету это может быть любой тип, но лично я склоняюсь к Суперстрату. Они могут быть изготовлены фирмами Ibanez, Jackson, ESP, LTD и другими, кроме того существует еще много всяких китайских фирм, которые их копируют (дешево, но сердито).
-
Гриф. Обычно он плоский, на 24 лад, прикрепленный к корпусу любым способом (каждый имеет свои плюсы и минусы). Крепление на болтах позволяет получить максимальную атаку и минимальный сустейн. Гриф с таким креплением легче всего заменить. Вклеенный гриф дает хорошее соотношение сустейна и атаки, его можно заменить, но это сделать сложнее, чем в предыдущем варианте. Благодаря сквозному грифу сустейн получается неимоверно долгим, но атака слабовата. Что касается замены, то здесь это невозможно. Вопрос: а надо ли заменять? Ведь сломанный гриф конец гитаре.
-
Электроника. Как уже упоминалось выше, лучше всего, чтобы был и сингл, и хамбакер. Еще возможен вариант с двумя хамбакерами, а еще лучше, когда они с отсечкой.
-
Тип бриджа. Лучше всего, конечно, Floyd Rose, особенно для крутых соло. Но хороший флойд встречается только на более-менее дорогих гитарах. Floyd Rose Licensed обычно изготавливается из не особо качественных материалов, да и сама сборка оставляет желать лучшего, потому их лучше не выбирать. Тем более, что многие хорошие гитаристы играли вообще без рычага.
Гитара для ритма
-
Тип гитары. Если музыка совсем тяжелая, то лучше всего выбрать что-то типа Лес пол. Лучшая древесина махагон.
-
Гриф. Во многом все зависит от личных предпочтений, но лучше всего, наверное, вклеенный.
-
Электроника. Здесь без вариантов хамбакеры. Лучше всего активные, но они стоят только на дорогих гитарах.
-
Тип бриджа. Только Hardtail он простой, надежный и удобный в настройке. Ритм-гитаристу тремоло не нужно в принципе. Тем более, что из-за него могут возникнуть проблемы с использованием тонких струн и перестраиванием гитары в пониженный строй.