пн-пт 10-19 RU | UA (097) 211-97-60, (066) 707-18-90
Смело набирайте - бесплатно, со всех операторов!
КОРЗИНА
ВАША КОРЗИНА
Товаров: 0
Сумма: 0
Оформить заказ
Перемога за нами!
Все буде Україна!

Гитарные эффекты: компрессор, гейт, педаль громкости

Гитарные эффекты: компрессор, гейт, педаль громкости

Динамическими гейновыми эффектами называются эффекты, которые реагируют на уровень сигнала, а эта реакция зависит от громкости. К этой группе эффектов относятся компрессоры и гейты. Принцип работы их выглядит примерно так: вначале эти эффекты считывают сигнал, потом тем или иным способом обрабатывают его в зависимости от того, насколько тихо или громко играет исполнитель.

Компрессоры для гитары

Компрессор (compressor) сглаживает различие между самыми тихими и самыми громкими компонентами. Происходит это через ослабления тех компонентов, уровень громкости которых превышает заданное пороговое значение.

Таким образом, вначале сигнал резко «сдавливается», а потом снова усиливается до прежнего уровня, в результате чего более тихие ноты после прохождения через компрессор становятся громче, а громкие остаются неизменными. При этом процессе возникают побочные эффекты, главным из которых является увеличение сустейна. По этой причине гитаристы часто используют компрессоры в качестве сустейнеров.

Гитарный компрессор Marshall ED-1

Компрессоры рассматриваются по следующим параметрам:

  • Порог (threshold) – это уровень сигнала, при достижении которого срабатывает компрессор. При этом сигналы, уровень которых меньший порогового значения, не обрабатываются.
  • Степень компрессии (ratio) – степень ослабления сигнала, уровень которого превысил пороговое значение. С повышением степени компрессии, понижается уровень сигнала.
  • Время атаки (attack time) – это время, по истечению которого срабатывает компрессор. Чем больше значение времени атаки, тем большую часть начальной фразы звучания ноты будет пропущено без компрессии. В большинстве случаев это является желательным.
  • Время затухания (decay time) – это время, в течении которого компрессор продолжает работать после того, как уровень опустился ниже порогового значения.
  • Выходной уровень (output) – уровень громкости сигнала на выходе компрессора.

Случается, что органы управления на панели компрессора могут называться как-то иначе, чем перечисленные выше параметры, но не стоит из-за этого огорчаться. Некоторые модели компрессоров могут не иметь тех или иных органов управления (например, фиксированная степень компрессии или фиксированное время затухания). На многих простейших напольных моделях есть всего лишь два органа управления. Кроме того на некоторых моделях компрессоров регулятор порогового значения может быть обозначен как регулятор чувствительности (sensitivity), регулятор степени компрессии - как регулятор сустейна (sustain) и т.п. С подобными издержками приходится мириться. И еще одно: многие компрессоры оборудуются регулятором тона, что, по большому счету, правильно, так как компрессор может срезать высокие частоты сигнала.

Использование компрессора оправдано в тех случаях, когда нужно увеличить сустейн или подчеркнуть атаку звучания ведущей гитары на чистом канале. Кроме того компрессоры могут обеспечить хорошее звучание ритм-гитары на чистом канале, что обусловлено их способностью усиливать индивидуальную атаку каждой ноты аккорда. Популярная модель компрессора Boss CS-3, например, оснащена органами управления,  позволяющими регулировать уровень компрессии и сустейна.

При установлении слишком высокого уровня компрессии можно нарушить балансировку сигнала, результатом чего станет более тихое звучание универсальных аккордов по сравнению со звучанием отдельных нот. Потому если звучание гитары слишком сильно выходит за пределы нормального, лучшим выходом станет применение байпаса компрессора через выключение его на какое-то время из сигнальной цепи.

Гейты (noise gate)

Как и компрессоры, гейты (gate) работают с уровнем сигнала, но принцип работы их заключается не в снижении динамического диапазона, а в подавлении любого сигнала, уровень которого ниже заданного порогового значения.

В сигнальной цепи гейт лучше всего подключить после дисторшн и эквалайзера (устройства управления тоном), что позволит избавиться от нежелательных шумов, например, от тех, которые появляются от самих эффектов в момент, когда исполнитель не играет, или наводок, которые возникают в контурах звукоснимателей. Так как гейты закрывают аудиоканал при недостаточном уровне сигнала, они обрели еще одно название – гейты шумов (noise gate). Гейты могут применяться с другими эффектами, например, с такими как задержки и ревербераторы для придания звучанию гитары ненатурального, "захлопывающегося" оттенка.

Гейты являются очень полезными эффектами, которые защищают уши слушателей от нежелательных шумов. Но их недостаток состоит в том, что они могут не пропускать слишком тихие ноты вне зависимости от того, хотите вы этого или нет. Потому нужно установить достаточно низкий уровень порогового значения, чтобы через него проходили все исполняемые ноты. А во время исполнения особо деликатных пассажей гейт лучше вообще выключать.

Педаль громкости

По большому счету, педаль громкости (volume pedal) не является эффектом. Но в силу воздействия этого устройства на звучание, что позволяет управлять громкостью по ходу исполнения композиции, его можно отнести к эффектам не по конструкции, а по музыкальному воздействию. При отклонении педали вперед громкость увеличивается, а при отклонении назад уменьшается.

Педаль громкости

Педаль громкости может быть использована для утилитарных целей: например, чтобы временного отключить гитару (пока будет звучать вокальная партия) и для последующего ее включения для исполнения соло. Использование педали громкости может быть и более креативным: можно ею «качать» громкость или комбинировать ее воздействие с другими гитарными эффектами. Но это уже дело мастерства.

Используя педаль громкости совместно с эффектом задержки (delay), можно создать сочный, "обтекающий" слушателя звук, для чего нужно громкость после звукоизвлечения. Это позволит скрыть атаку, в результате чего вы получите звучание, напоминающее звучание скрипки. А если при этом успеть быстро восстановить громкость, можно получить эффект звучания дополнительной "фоновой" гитары.

Автор:
Опубликовано: HitOnline.ua