Музыканты не смогли на слух отличить скрипки Страдивари от современных
Многие уверены, что современные скрипки значительно уступают старинным, особенно тем, которые были изготовлены мастером Антонио Страдивари.
Одни рассуждают о неких особенностях формы старых скрипок, другие - об использованной в них уникальной древесине, третьи - о пропитке против жуков-древоточцев, четвертые - о рецептуре лака.
Но так ли уж на самом деле уникален звук старинных скрипок? Этим вопросом заинтересовались специалист по акустике Клаудия Фриц (Claudia Fritz) и её коллеги из французского института Жана Лерона Д'Аламбера, а также производитель скрипок Джозеф Кертин.
Они провели эксперимент, в котором приняли участие десять известных скрипачей. В ходе исследования музыканты опробовали шесть современных и шесть старинных скрипок (пять из которых были изготовлены самим Страдивари). Участники теста играли при слабом освещении и в модифицированных очках сварщик, находясь в репетиционном зале и в концертном зале на 300 мест.
Новые скрипки были специально состарены, чтобы их нельзя было опознать на ощупь. Тестирование одного инструмента продолжалось 1 час 15 минут.
Музыкантов попросили оценить инструменты по нескольким критериям, в том числе по качеству звука. Кроме того, они попытались определить, на какой скрипке играют - на современной или старинной.
Скрипачи угадали 31 раз и ошиблись 33 раза, в результате двумя самыми популярными скрипками оказались современные.
"Результаты исследования доказывают мастерство современных скрипичных мастеров, – сказала Фриц. – Начинающим солистам стоит обратить на них внимание, ведь главное, как играть, а не то, на чём играть".