пн-пт 10-19 RU | UA (097) 211-97-60, (066) 707-18-90
Смело набирайте - бесплатно, со всех операторов!
КОРЗИНА
ВАША КОРЗИНА
Товаров: 0
Сумма: 0
Оформить заказ
Перемога за нами!
Все буде Україна!

Обзор студийных мониторов

Обзор студийных мониторов

Запись и обработка звукового материала предполагает много ответственных моментов. Одним из таких моментов является акустический контроль, который позволяет получить достоверную информацию о том, записано на фонограмме, каков частотный и динамический состав звукового сигнала, какова его тембровая окраска. Именно по этой причине к акустической аппаратуре, используемой для целей акустического контроля, выставляются жесткие требования. Идеальный случай предполагает, что поступающий на вход такой аппаратуры электрический сигнал будет в точности повторяться акустическим сигналом, который вырабатывается динамиком.
 

Много фирм, которые специализируются на изготовлении профессионального звукового оборудования, выпускают специализированные акустические системы. Они называются студийными мониторами и предназначены для акустического контроля при звукозаписи. Существует огромная разница между такой аппаратурой и бытовой, даже при условии, что последняя выполнена по технологии НI-FI или НI-END. Хоть они и выпускаются по одному и тому же принципу, между ними есть существенные различия.

 

Студийные мониторы и бытовая техника предназначены для различных целей. Именно этим и обусловлены все те многочисленные факторы, которые определяют различие в технологии изготовления этих двух классов аппаратур. В случае с бытовой аппаратурой она используется с целью удовлетворить эстетические потребности. И совершенно не имеет значения, на чем мы слушаем музыку, будь то дорогой музыкальный центр НI-FI или старенький магнитофон \"Беларусь\", на системе Dolby Surround, сидя в кинотеатре, или слушая радио в наушниках — главное, чтобы звук был красивым. Не имеет значения, как он выглядел при записи на студии, важен только конечный результат, который дойдет до слушателей: мощные басы или же сочная средина, кто-то предпочитает, когда в звуке много высоких частот, другой их терпеть не может. Для каждого стиля музыки есть соответствующие настройки эквалайзера, которым оснащается бытовая аппаратура, благодаря ему они звучат лучше.

 

Но вот со студийными мониторами ситуация совершенно другая. Как говорилось раньше, они имеют совершенно другое предназначение. Их главная задача состоит в передаче звукового сигнала в том виде, в котором он есть, то есть без каких-либо искажений. Это нужно для того, чтобы получить точное и правдивое звучание, которое бы соответствовало записанной фонограмме. АЧХ (амплитудно-частотная характеристика) должна быть как можно ровнее, полностью избавлена от провалов или пиков. Для этого коэффициент усиления для всех воспроизводимых частот должен быть одинаковым на всем диапазоне слышимости.
 

Как можно было догадаться, изготовление такой акустической системы – дело не простое. Нужно очень точно просчитать усилитель, динамик и коробку, в которую это все будет помещаться. Кроме того качество материалов и деталей, из которых это все изготавливается, должно быть высоким, а параметры должны обладать очень маленьким разбросом значений. Именно по этой причине стоимость подобного оборудования тоже растет.

 

В случае с бытовой аппаратурой такая точность и исключительное качество не обязательно, ведь звук все равно будет украшаться эквалайзером. Кроме того некоторые составные части акустической системы проектируются специально для того, чтобы изменить отдельную область звукового спектра, например, басы. По этой причине если усилитель или динамик будут изменять окраску сигнала по сравнению с записью, то ничего страшного не произойдет, а стоимость такого изделия понизится, так как нет необходимости решать сложнейшие технологические задачи.
 

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что студийные мониторы — удовольствие дорогое, поэтому и стоят они намного больше, чем бытовая аппаратура. Но их значение на студии сложно переоценить. Используя обычные бытовые колонки для звукового контроля на студиях, можно буквально подписать приговор выпускаемому материалу, ведь такие колонки не показывают реальной звуковой картины. Они выдают лишь искаженную картину, часто приукрашенную. На другой аппаратуре, к примеру, на концертном оборудовании, звучание такой композиции будет совершенно другим и часто просто неприемлемым. Такую композицию сразу же забракуют, а значит, деньги потрачены в пустую. Вот почему на студийных мониторах нельзя экономить.

 

Разновидности мониторов

 

По мощности и способу применения студийные мониторы можно разделить на мониторы ближнего, среднего и дальнего поля действия.
 

Мониторы ближнего поля действия, как правило, двухполосные: один динамик воспроизводит низкие и средние частоты, а второй – высокие. В таких мониторах может использоваться широкополосное усиление, после чего пассивное разделение частот, которое применяется не часто и только в дешевых моделях.
 

Существуют более удачные системы, по качеству, четкости и чистоте звучания превосходящие мониторы ближнего действия. В них для каждой полосы применяется свой отдельный усилитель. Такие усилители широко используются среди активных и пассивных мониторов всех зон действия.
 

Главным отличием активных мониторов является то, что усилитель встроен в один корпус с динамиком. В нижнем и среднем ценовых диапазонах активные мониторы занимают лидирующие позиции по соотношению цена/качество по сравнению с пассивными мониторами, которые используются с внешним усилителем. Усилитель и динамик активных мониторов производятся одной фирмой, потому они точно рассчитаны, спроектированы и согласованы друг с другом. Благодаря этому повышается качество обработки сигнала, кроме того не нужно тратить время и силы на подбор усилителя, как в случае с пассивными системами. Да и с позиций удобства такой вариант более выигрышный. Но вот по своей стоимости пассивные мониторы составляют серьезную конкуренцию активным мониторам.

 

Активные студийные мониторы Adam A7

Мониторы среднего поля действия бывают как двух-, так и трехполосными. Если они трехполосные, то используются низкочастотный, среднечастотный и высокочастотный динамики, что позволяет более точно воспроизвести звуковую картину. Каждый диффузор воспроизводит свою частоту, а все гармоники, которые вносят искажения, обрезаются фильтрами частот.

 

 

Для дальнего поля действия используются трехполосные мониторы, которые имеют чаще всего внешние усилители. Они никогда не встраиваются в корпус. Они обладают приличной мощностью, большая часть которой преобразуется в тепло, потому требуется серьезное охлаждение. Мониторы дальнего поля действия устанавливаются стационарно. Очень часто они встраиваются в стену, что также делает размещение усилителя в корпус колонки бессмысленным.

 

Применение мониторов
 

Трехступенчатый мониторинг на студии просто необходим. Каждая линия имеет свое предназначение. Мониторы ближнего поля работают непосредственно на звукорежиссера. Акустика помещения не оказывает сильного влияния на их звучание. Чаще всего они используются для прослушивания звучания записи отдельных инструментов при их обработке, а также для построения приблизительного баланса композиции при сведении треков. В последнем случае мониторы ближнего поля действия имитируют бытовые колонки.
 

Мониторы среднего поля уже располагаются немного дальше от звукорежиссера. Их используют при обработке записи отдельных инструментов, при сведении, имитируя, в отличие от мониторов ближнего поля, акустику с большим звуковым давлением. Имея в распоряжении трехполосные мониторы среднего действия, можно получить более достоверную информацию о балансе композиции, нежели при использовании двухполосной системы. Не стоит также забывать, что при мониторинге средней дальности акустика помещения имеет влияние на общее звучание.

 

Focal SM11C трехполосный активный монитор среднего поля действия

 

Мониторинг дальнего поля чаще всего используется при мастеринге и точном сведении. Эти мониторы помогают получить достоверную информацию о балансе композиции, ее спектральном и динамическом звуковом составе. При сведении готового материала сигнал, который подается на колонки, весьма богатый и сложный, а мощные трехполосные дальние мониторы воспроизводят его намного точнее, нежели двухполосные мониторы ближнего или среднего поля действия. Еще один немаловажный момент: мониторы дальнего поля и акустика помещения позволяют услышать, как композиция будет звучать в реальности на концертной площадке или дискотеке.

 

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что только при помощи трехступенчатого мониторинга можно получить полный акустический контроль при изготовлении музыкального и речевого материала, благодаря чему записанный вами материал материал будет одинаково хорошо звучать на любой аппаратуре, начиная с маленькой радиомыльницы и заканчивая мощной акустической системой концертной площадки.

Автор:
Опубликовано: HitOnline.ua