пн-пт 10-19 RU | UA (097) 211-97-60, (066) 707-18-90
Смело набирайте - бесплатно, со всех операторов!
КОРЗИНА
ВАША КОРЗИНА
Товаров: 0
Сумма: 0
Оформить заказ
Перемога за нами!
Все буде Україна!

Гитарные эффекты: эквалайзер, вау-вау

Гитарные эффекты: эквалайзер, вау-вау

К тоновым эффектам относятся любые устройства, изменяющие компоненты тона. Это может быть и пассивный фильтр, который повышает уровень высоких частот, и динамический прибор, например, педаль вау-вау, а также графические и параметрические эквалайзеры и другие фильтры. По большому счету, управление тоном сводится к управлению громкостью в определенном диапазоне частот сигнала. Человеческое ухо при этом не воспринимает изменений общего уровня сигнала, а лишь различает тоновую окраску.

Эквалайзеры

При помощи эквалайзера ("equalizer" или EQ)  можно настраивать тоновую окраску звучания гитары, усиливая или ослабляя определенные частоты. Он также позволяет сделать более ярким звучание высоких частот или более насыщенным звучание басов, либо убрать средние частоты, к чему часто прибегают группы, играющие хэви-метал. Регуляторы тона, которые находятся на панели управления гитары и усилителя, тоже являются простейшими эквалайзерами. Но специализированные устройства эффектов (особенно рэковые), как правило, оборудованы различными дополнительными возможностями, которые дают возможность выполнить более тонкую настройку тона.

По-другому эквалайзеры еще могут называться фильтрами (filter), так как они блокируют, или отфильтровывают, определенные частоты, пропуская остальные.

 Гитарный эквалайзер Boss GE-7

Гитарные эквалайзеры, имеющие формат эффектов, разделяют сигнал на диапазоны частот, так называемые полосы (band). Нет как такового стандарта по количеству полос в эквалайзере, но обычно в гитарных эквалайзерах оно варьируется от 3 до 10 полос. Студийная запись и обработка звука требует более серьезных эквалайзеров, таких как, например, графические эквалайзеры с количеством полос от 31 и выше. Но для обычного выступления гитариста такой уровень точности просто ни к чему, потому для таких целей вполне достаточно будет обычного гитарного эквалайзера. Каждая полоса соответствует определенной центральной частоте, задающей ту часть аудиоспектра, за которую отвечает конкретная полоса.

Эквалайзеры делятся на два типа: графические и параметрические. Так как графические эквалайзеры более наглядно представляют изменения, вносимые в сигнал, большинство гитаристов предпочитают работать именно с ними.

Графический эквалайзер

Графический эквалайзер (graphic EQ) легко распознать благодаря расположенным на его панели нескольким движкам (slider), каждый из которых управляет своей полосой частот. После того, как все настройки закончены, движки, как правило, образуют что-то наподобие графика, чем и объясняется название эквалайзеров этого типа. Каждая из полос графического эквалайзера фиксирована, то есть каждый движок управляет лишь одним, строго определенным диапазоном частот. Название таких эквалайзеров говорит само за себя – графические эквалайзеры с фиксированными полосами.

Используя каждый из движков, можно повышать или понижать уровень сигнала в соответствующем диапазоне частот. Когда движок находится в положении по центру, полоса не задействуется, то есть уровень сигнала в ней не повышается и не понижается. Опуская движок вниз от центрального положения, мы понижаем уровень частот в этой полосе, и напротив, поднимая вверх, повышаем уровень частот. Повышая уровень высоких частот, можно добиться более яркого звучания гитары,  а повышая уровень низких частот – более мощного, что имеет особое значение для хард-рока. Следствием повышения уровня средних частот становится то, что звучание гитары становится сладким и нежным и является идеальным звуком для блюзовых соло. Понижая уровень средних частот, можно получить характерное для хэви-метала «рваное» звучание.

  Вау-вау

Педаль вау-вау (wah-wah pedal), или квакушка, является классическим эффектом в рок-музыке. Благодаря популяризации ее как инструмента солиста, которую проводил Эрик Клэптон еще в 60-х, уже в 70-х она стала незаменимым помощником исполнителей ритм-энд-блюза,  а также использовалась при музыкальном сопровождении всех погонь в телевизионных сериалах

С технической точки зрения педаль вау-вау – это эквалайзер с переменной частотой: при нажатии на педаль фильтр усиливает одни частоты и обрезает другие, вследствие чего создается эффект колебания звука, по своему звучанию схожий с волчьим воем.

Педаль вау-вау Dunlop JH-1

Чтобы создать классическое вау-звучание, нужно нажимать на педаль в ритме музыки. Другими словами, играя четвертными, нужно нажимать ногой на педаль в ритме, образованном восьмыми. Чтобы артикулировать некоторые ноты, нужно осуществлять более резкие движения ногами. А если задержать педаль в центральном положении, можно получить обладающий невероятной тоновой окраской звук.

Благодаря огромному разнообразию моделей эффектов вау-вау каждый сможет найти именно то, что подходит больше всего его вкусу. Более того, существуют модели, полосы которых настраиваются по ширине и частотным диапазонам, а также модели, оснащенные дополнительными эффектами, например, фузом и педалью, регулирующей громкость.

 Авто-вау

Кроме эффектов вау-вау, упраление которыми происходит с помощью педали, существуют эффекты, которые изменяют спектр частот автоматически – так называемые авто-вау (auto-wah).

Этот эффект срабатывает, руководствуясь двумя основными факторами: время и динамика.

Время. По истечению заданного периода времени фильтром начинают производиться изменения в своем диапазоне. В этом случае то, что играется, никак не влияет на врабатывание эффекта.

Динамика. Фильтр срабатывает, когда изменяется громкость исполняемой музыки. Как только музыкант начинает громче играть, фильтр, срабатывая, начинает усиливать звучание музыки. Стоит также сказать, что чувствительность и диапазон фильтра настраиваются как как для получения слабого, так и резко выраженного эффекта ("вака-вака").

Автор:
Опубликовано: HitOnline.ua